Инклюзивное образование

Дашкова Татьяна Анатольевна

методист по инклюзивному образованию

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

 

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 
  4. Все люди нуждаются друг в друге; 
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов осуществляется психолого-педагогическое сопровождение. Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования.

  

Состав социально-психолого-педагогической службы школы:

  • Герцева Ольга Григорьевна, педагог-психолог (План работы);
  • Воронина Светлана Викторовна, учитель-логопед (План работы);
  • Учаева Светлана Васильевна, учитель-дефектолог;
  • Дьяконова Анастасия Афонасьевна, социальный педагог

Условия доступности детей с ОВЗ и детей-инвалидов к объектам и ресурсам

РАСПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Дни недели

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Класс

Время

Класс

Время

Класс

Время

Понедельник

13.05-13.25

13.05-13.25

12.30-12.50

13.30-13.55

13.30-13.55

13.00-13.20

14.00-14.20

14.00-14.20

13.30-13.50

14.25-15.00

14.25-15.00

14.00-14.20

   

 

 

14.30-14.50

Вторник

13.05-13.25

13.05-13.25

12.30-12.50

13.30-13.55

13.30-13.55

13.00-13.20

14.00-14.20

14.00-14.20

13.30-13.50

14.25-15.00

14.25-15.00

14.00-14.20

Среда

13.05-13.25

9.00-9.20

12.30-12.50

13.30-13.55

9.30-9.50

13.00-13.20

14.00-14.20

10.00-10.20

13.30-13.50

14.25-15.00

10.30-10.50

   

Четверг

13.05-13.25

13.05-13.25

12.30-12.50

13.30-13.55

13.30-13.55

13.00-13.20

14.00-14.20

14.00-14.20

13.30-13.50

14.25-15.00

14.25-15.00

   

Пятница

13.05-13.25

13.05-13.25

12.30-12.50

13.30-13.55

13.30-13.55

13.00-13.20

14.00-14.20

14.00-14.20

13.30-13.50

14.25-15.00

14.25-15.00

   
Работа с родителями

Основным направлением в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями детей с ОВЗ. Такой работе неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, контакт которых с окружающим миром сужен, возрастает роль семьи. Семье является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества.

Как известно, процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель – логопед, врач, учитель.

Исходя из всего вышеперечисленного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определим общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и социализации детей с ОВЗ.

Задачи:

  • оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;
  • формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
  • формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
  • повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
  • просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Привлечение специалистов:

  • учитель - логопед;
  • педагог - психолог;
  • учитель - дефектолог;
  • социальный педагог;
  • классный руководитель;
  • учителя - предметники;
  • медицинские работники.

Формы работы:

  • индивидуальные консультации узких специалистов;

  • индивидуальные беседы;

  • совместные занятия (родители + ребёнок);

  • занятия с элементами игровой терапии;

  • тренинги;

  • школьные родительские собрания для родителей детей с ОВЗ;

  • городские родительские собрания для родителей детей с ОВЗ.

Прогнозируемые результаты:

Дети:

  • позитивная адаптация;
  • динамика психического, физического, интеллектуального развития;
  • развитие личности ребенка;
  • развитие навыков общения.

Родители:

  • информирование о коррекции в развитии детей с ОВЗ;
  • получение психолого-педагогической помощи;
  • информированность о результатах работы с детьми;
  • сближение со своим ребёнком

 

Документы и материалы

АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Положение о надомном обучении

Постановление от 22.07.2016 г. № АГ-1194-п Об утверждении примерного Положения об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ

Муниципальный план по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС НОО УО

Письмо Министерства образования Красноярского края  от 04.09.2015 г. № 75-9151 О формировании учебных планов для организации образовательного процесса детей с ОВЗ

Приказ Министерства образования и науки Красноярского края от 22.04.2015 г. № 140-11-05

ВСЕ ДОКУМЕНТЫ >>